пятница, 20 сентября 2013 г.

Ukraine in the Volvo Ocean Race

Оригинал находится тут...


К 20-летней годовщине проекта «Гетман Сагайдачный»

Когда мы обдумывали, как назвать нашу яхту и проект целиком, то предложений рассматривалось много. Я предложил выбрать имя, которое будучи услышанным украинцем в любом уголке земного шара, ему сразу же становилось понятным, что это именно украинская яхта и команда.

По моему глубокому убеждению, альтернативы гетману Сагайдачному не было – его ратные подвиги навсегда остались в народной памяти. Он за сто лет до Петра 1 создал настоящий военный украинский флот, который успешно воевал с турками на Чёрном море, умудрившись даже сжечь турецкий флот на рейде Стамбула.

Мы обратились к тогдашнему президенту Украины Л.М. Кравчуку с просьбой стать патроном проекта, и он любезно согласился. Кабинет министров Украины издал постановление за подписью Л.Д. Кучмы, тогдашнего премьера, с поручениями различным министерствам и ведомствам оказывать всяческое содействие проекту.

Наглядный пример как это помогло нам: когда таможенники в Херсоне, где мы закрывали границу, пытались устроить нам волокиту, оказалось достаточно сказать им, что проект на контроле у президента и премьера, и показать им постановление. Вопросы отпали сами по себе.

Яхту мы построили в Украине, использовав, при этом, весь потенциал и технологии нашей авиационной промышленности.

По масштабу этот проект соизмеримый с тем, что в автомобильной "Формуле 1" принимала бы участие украинская команда, причём, на болиде, построенном в Украине.

Для реализации проекта было создано специализированное КБ, которое спроектировало массу дельных вещей и оборудования на лодку. Оборудование, которое по чертежам Алексея Швайдака и его коллег-конструкторов было изготовлено на заводе Артема, показало себя в гонке выше всяких похвал. "ФирмА" в океане "летела" и ломалась, а "наше" стояло до конца.

Яхта была торжественно сброшена на воду в Запорожье. Благодаря усилиям Валерия Пономаренко, администрации города, представителя президента в Запорожье был организован театрализованный праздник. По городу скакали казаки, и сам гетман Петро Конашевич Сагайдачный благословил команду на кругосветный поход и вручил мне мешочек чернозема с родной земли, чтобы мы его провезли вокруг земного шара.

Когда мы пришли на старт кругосветной гонки в Саутгемптон, «Файненшл Таймс», которая перед стартом всегда издает цветное приложение о гонке и участниках, написала о нашей команде: «Эти парни на своей яхте под парусами цвета родного флага очерчивают на карте мира контуры нового родившегося государства – Украины».

Отдельно следует поблагодарить Виктора Жердицкого, основателя и председателя правления Градобанка, благодаря первоначальному финансовому импульсу которого, наш проект стал возможен.

Градобанк смог многократно отбить свои вложения. Благодаря рекламе и имиджу, который ему создал наш проект, именно Градобанк, во первых, был выбран государственным банком ФРГ Бундесбанком в качестве контрагента по распределению компенсаций узникам концлагерей, а во вторых, стал лидером в Украине по вкладам населения.

Сердечные слова благодарности команде, тем ребятам, которые, невзирая на все сложности, проблемы, а зачастую и просто смертельный риск, не сломались, не струсили и достойно прошли весь путь от идеи, в которую они поверили, до финиша в Саутгемптоне: Владимиру Мусатову, Ване Костюченко, Славе Сысенко, Владимиру Кулиниченко. Им пришлось явно не сладко терпеть всё то время мой далеко не ангельский характер.

В Украине есть замечательный обычай и называется он толока, когда община, соседи, родня, да и просто знакомые собираются и делают одно общее дело, строит, к примеру, дом для молодожёнов или обустраивает колодец.

Проект «Гетман Сагайдачный» и был такой толокой, но в масштабе всей Украины. Он объединил усилия и президента, и премьера, и банкира, а также конструкторов, авиастроителей, яхтсменов и просто энтузиастов. Низкий поклон и благодарность всем, кто помогал и участвовал в реализации этого проекта – их имена навсегда остались в истории Украины.

Я убежден, что такие, как сегодня назвали бы сетевые, горизонтальные взаимодействия, абсолютно необходимы нам для строительства гражданского общества. Из таких толок, которые решают общими усилиями важные для себя и общества задачи, и формируется, в итоге, нация.

Мы успешно прошли всю гонку и заняли достойное место, вполне соответствующее нашему уровню финансирования – невозможно выиграть гонку у лучших яхтсменов планеты, имея в своём распоряжении лишь десятую часть их бюджета. Но команду англичан, организаторов гонки, мы, всё-таки, обошли, а победить Великобританию на море, согласитесь – дорогого стоит.

Тем не менее, я считаю, что задачи проекта «Гетман Сагайдачный» были выполнены не до конца. Мы задумывали участие в кругосветной гонке как демонстрацию миру возможностей Украины: и авиапромышленности, и конверсионных предприятий ВПК, и инвестиционный потенциал.

Украина лишь по прошествии 20 лет встала на путь интеграции в ЕС и открывается для инвестиций, одновременно продвигая на мировые рынки свои товары и торговые марки.

Закрытие российских рынков вследствие известных событий заставляет пересмотреть свои взгляды на мир и место Украины в нём.

Для решения этих глобальных задач, по моему глубокому убеждению, настала пора организовать новую толоку с участием украинской команды и яхты в Volvo Ocean Race.

В прошлый раз, как метко подметили журналисты «Файненшл таймс», мы очертили на карте мира границы Украины, а теперь мы намерены представить возможности бизнеса в Украине и, заодно, помочь украинским деловым людям и политикам наладить личные неформальные связи с мировой элитой.

Западные влиятельные бизнесмены и политики с неизменным интересом следят за кругосветными гонками – ведь это их спорт – они сами владельцы яхт и им хорошо известен азарт яхтенных гонок. Участие Украины в гонке позволит представить украинские инвестиционные проекты, а также организовать в украинском павильоне на стоянках переговоры с заинтересованными сторонами.

Вдобавок, на парусах и корпусе мы разместим логотипы и слоганы украинских брендов, которым необходимо продвижение на мировых рынках. Аудитория гонки – полтора миллиарда человек и этот потенциал трудно переоценить.

Твердо убежден, совместными усилиями мы сможем добиться успеха как спортивного, так и коммерческого и политического.

С физкульт приветом, Евгений Платон.


3 комментария: